Зоны культурного отчуждения и пограничья: о механизмах формирования

участвовала в V международной научной конференции «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья-2018». Конференция имела место в г. Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургском государственном университете на базе Института философии. Главной задачей конференции было «актуализировать и концептуализировать основные методы и терминологический аппарат для исследования механизмов формирования зон культурного отчуждения и пограничья. Исследовательский коллектив, объединенный вокруг данного проекта, принимая во внимание многофакторность влияния на содержание культуры, усматривает во взаимодействии культур не только зоны пограничья (маргинальные, содержащие элементы двух и более взаимодействующих культур), но и зоны отчуждения, т.е. зоны культурного вытеснения, актуальность которых для взаимодействующих культур оказывается под вопросом» (см. http://philhist.spbu.ru/index.php/sobytiya/611-pyataya-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-mekhanizmy-formirovaniya-zon-kulturnogo-otchuzhdeniya-i-pogranichya-2018).

Организаторам конференции удалось собрать представителей России, Украины, Израиля, Германии, Италии, Сербии, Венгрии (всего около 50 человек), чтобы на нескольких секциях обсудить ключевые проблемы конференции. Вместе с работой постоянных секций прошло несколько «круглых столов» и один коллоквиум, связанные с тематикой конференции: круглый стол «1968: от «Парижской весны» к «Пражской осени», международный круглый стол «Фантомные границы и размежевания в (само)репрезентациях постсоциалистического пространства», круглый стол «Проблема идентичности в зонах культурного отчуждения городской среды» и международный научный коллоквиум «Теория культурной травмы: индивидуальный травматический опыт и опыт исторических катастроф». Рабочими языками конференции были английский и русский.

Доклад Воробьёвой М. В. был посвящён теме «Разделяй и властвуй: об участии понятия «пошлость» в формировании социокультурных границ». В докладе на материале российской драматургии конца XIX – начала XX века и ранней советской драматургии 1920-х – начала 1930-х годов были раскрыты некоторые контексты употребления понятия пошлости, значения, которыми оно наделялось, трансформации этих значений с приходом советской культуры, смысловые связки данного понятия с другими теоретическими конструктами («пошлость – мещанство», «пошлость – вульгарность» и др.), роль понятия пошлости в формировании и поддержке границ внутри социума, маргинализации индивидов и социальных групп.

Программа конференции

 

01 02
04 03