Судьба страны в представлениях общественно-политических деятелей России XIX в. и их потомков

 

4 марта  с.г. состоялась учебно-ролевая игра со студентами 1 курса института менеджмента. В рамках курса истории   были проведены студенческие дебаты, посвященные российским общественно-политическим движениям и идеологиям XIX века. В мероприятии принимали участие студенты шести групп первого курса: УП-18-1, УП-18-2, М-18-1, М-18-2, М-18-3 и М-18-4. Данное мероприятие было организовано преподавателями кафедры Коноплевой Л.А. и Черновым А.В. в рамках апробации новой перспективной педагогической методики – геймификации (от англ. «игра»). Ключевой чертой данной методики является погружение учащихся в режим своеобразной командной игры, что позволяет в творческой форме раскрыть их научный и ораторский потенциал. Геймификация позволяет отойти от заезженных штампов на занятиях и по-новому взглянуть на исторические проблемы, поскольку учащиеся сами как бы становятся участниками тех далеких событий.

Учащимся было предложено поделиться на команды в зависимости от их политических взглядов идеологических предпочтений: консерваторы, либералы или радикалы. Каждая команда выдвинула одного докладчика, который кратко, но емко охарактеризовал свое общественно-политическое движение XIX века и назвал его основных представителей. После этого в игру вступали остальные команды, которые выражали свою критику в адрес выступавших. В частности, выступавшей команде задавали «неудобные» вопросы, приводили исторические факты и цитаты известных деятелей в качестве контраргументов, просили обосновать свою позицию и пр. Выступавшая команда вступала в дебаты и отвечала на критику. Таким образом выступили все три команды. Отдельной командой выступили эксперты, в чью задачу входило подведение итогов и проведение исторических параллелей между XIX веком и современностью.

Стоит отметить, что результаты превзошли все наши ожидания. Учащиеся первого курса очень активно включились в публичные дебаты, результатом чего стала оживленная полемика, особенно между консерваторами и либералами и между консерваторами и радикалами. В целом, можно сказать, что методика геймификации себя полностью оправдала, в связи с чем хотелось бы поделиться некоторыми выводами.

Во-первых, студенческая общественность первого курса четко разделилась на команды в следующих пропорциях: консерваторы – 22%, либералы – 58%, радикалы – 20%. Из этих цифр видно, что преобладающей идеологией среди современного студенчества является либерализм, который с огромным отрывом опережает своих соперников. Любопытно, что консерватизм и радикализм пользуются у студентов примерно одинаковой популярностью, но при этом даже объединившись не смогли составить конкуренцию либерализму.

Во-вторых, учащиеся весьма успешно экстраполировали суть идеологий XIX века на современную российскую действительность. Благодаря методике геймификации учащиеся смогли абстрагироваться от событий второй половины XIX века и провести весьма четкие параллели с современностью. Благодаря этому многие проблемы, остававшиеся неясными в рамках классических семинарских занятий, были успешно разрешены. Иными словами, студенты поняли на современных примерах суть идеологий XIX века и причины ожесточенных споров между их приверженцами.

В-третьих, наши общественно-политические дебаты по сути превратились в самоподдерживаемый процесс, всю активность на котором взяли в свои руки сами студенты. Ведущие – Коноплева Л.А. и Чернов А.В. – следили лишь за техническим регламентом и периодически корректировали вектор дебатов, направляя их в нужную сторону, поскольку учащиеся довольно часто уходили от тематики XIX века и полностью переключались на современность. Приятно, что на этих дебатах удалось раскрыть потенциал даже тех студентов, кто до этого момента на занятиях никак себя не проявил. Это значит, что подобные дебаты очень многих учащихся «задевают за живое».

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что методика геймификации себя оправдала, поскольку позволила заинтересовать студенческую аудиторию, раскрыть научный и творческий потенциал ребят и по-новому взглянуть на многие исторические проблемы. В связи с этим считаем, что подобную методику целесообразно взять на вооружение и внедрять в учебный процесс в нашем ВУЗе.

IMG 20190304 160958 P3040506 2 IMG 20190304 161445 P3040486              P3040499             P3040492 P3040503