9 ноября 2019 г. д.ф.н., профессором Матвеевой Аллой Ивановной в группах ЭФ-18-1 и ЭФ-18-2 на дисциплине «Деловая этика» был использован интересный способом развития мышления, для решения творческих и житейских задач, конспектирования, запоминания информации, открытый в XX веке Т. Бьюзеном – МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА. Целую пару студенты создавали и презентовали ментальную карту «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ –СЕЙЧАС-ЧЕРЕЗ 10 И ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ».
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде. Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления. Данная методика позволяет уйти от одномерного линейного мышления к многомерному.
В учебной деятельности – это наглядные пространственные модели, в которых отображается связь и отношения вещей, выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь тех или иных объектов.
Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение.
Радиантное мышление – это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, дающий импульс к рождению множества ассоциаций, которые становятся центральным образом уже для другого ассоциативного процесса. Интеллект-карта – графическое отображение процесса радиантного мышления на бумажном или электронном носителе. Инструмент, с помощью которого мы можем применять принципы радиантного мышления в нашей повседневной жизни.
Ментальные карты могут применяться в любой области жизни – для решения повседневных вопросов человека, семейных, бытовых проблем; для решения вопросов в бизнесе (как повысить показатели, какие бизнес-проекты заинтересуют клиентов, как провести обучение сотрудников, презентацию и др. совещательные вопросы); решение творческих задач. Удобно применение ментальных карт при планировании любого мероприятия – оно освещается со всех сторон, учитываются мелочи, подбирается трендовая тематика, обсуждается бюджет.
В научно-исследовательской деятельности данный способ удобного структурирования информации используется для поиска противоречий, новых проблем исследования, при написании статей. Важным преимуществом метода является то, что он позволяет исправить крупные ошибки в тексте до того, как будет написана его первая версия, что значительно экономит время и силы как научного руководителя, так и самого студента. Здесь используется одна из базовых идей визуального проектирования – визуальное представление будущего творения позволяет значительно сэкономить усилия, затрачиваемые на его последующую разработку.
В процессе обучения ментальные карты могут использоваться в следующих целях:
1. Как удобный способ конспектирования, структурирования учебного материала.
2. Эффективный способ запоминания, который применяется при подготовке к практическим занятиям, коллоквиумам, докладам, выступлениям и др.
3. При изучении языка.
4. При мозговых штурмах.