Заведующая кафедрой истории и философии Матвеева Алла Ивановна на утреннем эфире Радио Маяк

 

 

Древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души»

На вопрос «Какова роль музыки в жизни человека?» существует множество ответов. Сегодня зав. каф. Истории и философии, д.ф.н., профессор Матвеева Алла Ивановна на утреннем эфире Радио Маяк рассказала о ряде новых научных исследований, проливших свет на еще один малоизведанный аспект — влияние музыки на работу головного мозга.

Согласно мнению американского теоретика музыки Джеральда Левинсона (Jerrold Levinson), музыкальный язык является не менее выразительной системой коммуникации, нежели обычный человеческий язык как предмет изучения лингвистики.

Что выяснили квантовые физики и Авиценна?
Физики, изучающие наш мир на квантовом уровне, все больше убеждаются в том, что материальный мир, который включает и наши человеческие тела, – это вибрация на разном уровне. Музыка – это тоже вибрация, причем, определенным образом упорядоченная. Поэтому совершенно нет ничего странного в том, что музыкальная вибрация вступает во взаимодействие с вибрацией нашего организма. А какое именно она оказывает влияние – давайте разбираться.
Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом. Заметили, что музыка каким-то образом влияет на человека и пифагорейцы. Они пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. И свои занятия математикой они проводили под музыку, так как заметили, что с ней обучение идет эффективнее. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
На Руси самым целительным звуком считался колокольный звон. Его слушали для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза. Возможно, наши предки и не знали, почему им становится лучше, но современные учёные объяснили, что колокольный звон обладает ультразвуковым и резонансным излучением, которое способно моментально уничтожить большинство вирусов и возбудителей опасных болезней.

Как фоновый шум влияет на креативность?

Поскольку музыка несет в себе гораздо более мощный эмоциональный заряд, чем реальные жизненные события, современные психологи все чаще прибегают к использованию музыкотерапии.

Как оказалось, средний уровень шума является своеобразным катализатором творческих способностей. Усложняя процесс обработки информации, фоновый шум стимулирует абстрактное мышление и настраивает мозг человека на креативный рабочий режим. Именно поэтому общественные места — кафе, летние площадки, набережные, парки и т. д. — так привлекают творческих личностей.

Как оказалось, средний уровень шума является своеобразным катализатором творческих способностей. Усложняя процесс обработки информации, фоновый шум стимулирует абстрактное мышление и настраивает мозг человека на креативный рабочий режим. Именно поэтому общественные места — кафе, летние площадки, набережные, парки и т. д. — так привлекают творческих личностей.
При высоком уровне шума мозг человека слишком перегружен, так как пытается не только абстрагироваться ото всех отвлекающих факторов, но и обработать информацию настолько качественно, насколько это возможно.
Можно ли определить характер человека, зная его музыкальные предпочтения?
Результаты данного исследования, проведенного учеными Heriot-Watt University (HWU), впервые доказали, что между предпочитаемыми человеком музыкальными жанрами и его характером существует определенная зависимость.
В первой части эксперимента 36 518 молодых людей со всего мира должны были провести ранжирование 104 музыкальных жанров в зависимости от их личных предпочтений. Следующий этап исследования был несколько сложнее: участникам нужно было разбиться на пары и попытаться определить черты характера своих партнеров, исходя из их списка 10 самых прослушиваемых композиций. Для анализа были избраны 5 качеств: открытость новому опыту, экстраверсия, вежливость, добросовестность и эмоциональная уравновешенность.
Ученые пришли к следующим выводам:
• поклонники блюза креативны, общительны, вежливы и высокомерны;
• среди любителей джаза чаще всего встречаются творческие, приветливые люди с завышенной самооценкой;
• фанаты классической музыки относятся к интровертному типу личности, но несмотря на это, имеют высокое чувство достоинства и незаурядные творческие способности;
• почитатели рэпа общительны и слегка эгоистичны;
• к числу любителей оперы принадлежат вежливые, открытые, творческие личности;
• фанаты кантри-энд-вестерна отличаются своим трудолюбием и умением легко находить общий язык с окружающими;
• поклонники регги (reggae) имеют высокую самооценку, креативны и общительны, но вот трудолюбие — это точно не про них;
• любители ритмичной танцевальной музыки относятся к экстравертному типу личности, обладают определенными творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами;
• у фанатов инди (indie) заниженная самооценка, они не трудолюбивы и зачастую плохо воспитаны;
• почитатели болливуда (музыка из индийских фильмов) очень отзывчивы и дружелюбны;
• очень часто у любителей тяжелой музыки — хэви-метал (heavy metal), хардкор и т. д. — заниженная самооценка, но они имеют большой творческий потенциал.
Полученные результаты позволили ученым разработать уникальную в своем роде модель, отображающую связь между музыкальными предпочтениями и характером человека.

Каким полушарием мы слушаем музыку?
«Области головного мозга, предназначенные для обработки музыки, анатомически расположены в одном и том же месте, независимо от возраста или культуры индивидуума. – говорит Татьяна Сурненкова. – В общих чертах производство и обработка музыки у правшей происходит главным образом правым полушарием, тогда как речь зависит от левого полушария. Но чем более аналитическое прослушивание музыки, тем больше вовлекается левое полушарие, например, мелодии без слов подвергаются интерпретации правым полушарием головного мозга, но если мелодия сопровождается речью, все больше и больше мобилизуется левое полушарие».
Как тогда музыка влияет на характер электрической активности головного мозга? Оказывается, возникающие изменения во многом зависят от того, воспринимает музыку профессионал или любитель. По словам Татьяны Сурненковой, если слушает профессионал, то у него видны изменения электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в правом полушарии, а если «немузыкант» – то в левом. При этом наибольшие сдвиги отмечены в диапазоне 18-24 Гц, а у вторых – 13-18 Гц, то есть музыкально тренированные люди выбирают иную стратегию организации мозговой деятельности при прослушивании музыки, свидетельствующую о более выраженной мозговой активации.
Изучение влияния диско-музыки на центральную нервную систему показало, что изменения ЭЭГ у некоторых любителей дискотек сходны с теми, которые вызывают антидепрессанты.

Существует ли связь между музыкой и логикой?

Как известно, обучение игре на музыкальных инструментах в раннем возрасте благоприятно влияет на дальнейшее развитие ребенка. В 2008 году Мэри Форджерд (Marie Forgeard), Эллен Уиннер (Ellen Winner) и Андреа Нортон (Andrea Norton), преподаватели Сент-Эндрюсского университета (University of St. Andrews), обнаружили, что дети, занимающиеся музыкой около трех лет, превосходят своих сверстников сразу по четырем показателям: восприятие информации на слух, моторика, словарный запас и логическое мышление.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что многолетняя интенсивная музыкальная практика оказывает положительное влияние не только на межполушарную организацию слуховых и двигательных функций, но и на процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга (латерализация).

 

р3

р2  р1с